ПЕТР АЛЬКАНТАРСКИЙ
Том LV, С. 719-722
опубликовано: 26 марта 2024г.

ПЕТР АЛЬКАНТАРСКИЙ

Содержание

Петр Алькантарский, св. Римско-католической Церкви. Скульптура. XVII в. Мастер П. де Мена (Музей искусств, Кливленд)Петр Алькантарский, св. Римско-католической Церкви. Скульптура. XVII в. Мастер П. де Мена (Музей искусств, Кливленд) [Лат. Petrus de Alcantara; испан. Pedro de Alcántara; в миру Хуан де Гаравито-и-Вилела-де-Санабрия] (1499, Алькантара, совр. пров. Касерес, Испания - 18.10.1562, Аренас (ныне Аренас-де-Сан-Педро, пров. Авила, Испания), св. Римско-католической Церкви (пам. 19 окт.), монах-францисканец, реформатор ордена францисканцев. Род. в семье испан. дворян; отец, Педро Алонсо Гаравито († 1507), и мать, Мария Вилела де Санабрия-и-Мальдонадо († 1544), происходили из сел. Вильятурьель, близ г. Леона. Согласно орденской традиции, родители П. А. принадлежали к знатным испан. семействам (указывалось, что род матери по жен. линии восходил к Мену Родригесу де Сантабрии, майордому кор. Кастилии Педро I Жестокого (1350-1366, 1367-1369)), однако исследователи кон. XX в. полагают, что, по-видимому, они происходили из среды конверсо - обращенных в католич. веру испан. евреев (García Sánchez. 1997). Педро Алонсо Гаравито учился в ун-те Саламанки, имел степень бакалавра права, ко времени рождения сына исполнял обязанности губернатора (regidor) Алькантары; скончался, когда мальчику было 8 лет. Два года спустя мать вышла замуж за дворянина Алонсо Баррантеса († 1529), одного из богатейших и влиятельнейших людей Алькантары (в этом браке род. двое детей). В орденской агиографической традиции отмечалось рано проявившееся благочестие мальчика. Согласно Х. де Сан-Бернардо, уже в подростковом возрасте он принял обет не смотреть в лицо женщинам и избегать общения с ними, чтобы не впадать в искушение (San Bernardo. 1667. P. 11-12). Отчим позаботился о хорошем образовании пасынка: с 1511 г. Хуан де Гаравито-и-Вилела де Санабрия изучал «свободные искусства» (см. Artes liberales), а затем философию и каноническое право в ун-те Саламанки. В 1515 г. он оставил учебу, пожелав принять монашеский постриг в ордене францисканцев в уединенном конвенте Санта-Мария-де-лос-Махарретес (известен также как конвент св. Франциска, совр. сел. Сан-Педро-де-лос-Махарретес в муниципалитете Валенсия-де-Алькантара, пров. Касерес, Эстремадура; в 1585 конвент был перенесен, на его месте действует приходская церковь, посвященная П. А.- см.: Díez González M. C. Los eremitorios en la Cuenca del Tajo: En busca de un lugar idóneo // Patrimonio cultural vinculado con el agua: Paisaje, urbanismo, arte, ingenieria y turismo / Coord. M. Lozano Bartolozzi, V. Méndez Hernán. Mérida, 2014. P. 101-102). Главой (guardián) конвента был дядя Хуана де Гаравито-и-Вилела де Санабрии, Мигель Роко. Выбор именно этой обители был обусловлен не только родственными связями, но и тем, что Эстремадурская кустодия Св. Евангелия (основана в 1502), в состав к-рой входил конвент Санта-Мария-де-лос-Махарретес, со 2-й пол. XV в. являлась важным центром движения за возвращение к идеалам францисканской бедности и аскетическому образу жизни. Буллой папы Римского Льва X (1513-1521) «Ite vos in vineam meam» от 29 мая 1517 г. было официально оформлено разделение ордена францисканцев на конвентуалов и обсервантов. Эстремадурская кустодия Св. Евангелия была подчинена францисканцам-обсервантам св. Иакова, а 22 июля 1519 г. на провинциальном капитуле преобразована в провинцию арх. Гавриила (подтверждено буллой «Accepimus quod» папы Льва X от 23 янв. 1520).

После принесения в 1515 г. монашеских обетов, Хуан де Гаравито-и-Вилела де Санабрия был наречен именем Петр, к к-рому, согласно францисканской традиции, был добавлен топоним - название родного города. Во время новициата его наставником стал глава кустодии Франциск Фрехенальский, местом пребывания к-рого был конвент в Бельвис-де-Монрой близ границы с Португалией. П. А. пешком отправился туда из Махарретеса (пройдя более 200 км), чтобы лично получить благословение на вступление в орден. На обратном пути случилось 1-е из чудес, описываемых его Житиями. Вечером он подошел к переправе на слиянии рек Тьетар и Тахо, вышедших из берегов из-за зимних бурь. Там не оказалось перевозчика, а лодка была пришвартована на др. берегу. После молитвы П. А. чудесным образом был перенесен через бурные воды и смог продолжить свой путь. С укрощением водной стихии связан и ряд др. чудес, приписываемых П. А. (подробнее см.: Domínguez Moreno. 2009).

П. А. участвовал в основании конвента арх. Гавриила в Бадахосе (1521): помогал в строительстве, а также собирал милостыню. По сообщению католич. св. Терезы Авильской (1515-1582; П. А. был ее духовным наставником), во время этой деятельности он хранил обет молчания, не укрывался от дождя и солнца, строго ограничивал себя в еде и питье. Завершив строительство, он воздвиг для себя уединенное жилище в монастырском саду. В 1522 г. П. А. был рукоположен в субдиакона, в 1523 г.- во диакона, в следующем году состоялось его рукоположение во пресвитера. Согласно ранним Житиям, его познания в богословии и мистике так поразили Франциска Фрехенальского и др. испан. обсервантов, что П. А. быстро получил право проповедовать. О благочестивом образе жизни, в т. ч. личной аскезе, П. А. стало широко известно, к его мнению прислушивались Франсиско Монрой-и-Суньига, граф Бельвиса и основатель местного конвента, и его супруга. П. А. стал воспитателем их внука и наследника, Хуана Гарсии Альвареса де Толедо, графа Оропесы; под влиянием наставника юноша изъявил желание принять монашеский постриг, но внезапно скончался.

В 1525 г. П. А. стал главой конвента Пресв. Девы Марии Ангелов (Нуэстра-Сеньора-де-лос-Анхелес) в Овехуэле близ Робледильо-де-Гата (совр. пров. Касерес, Эстремадура). В 1532-1535 гг. он возглавлял конвент св. Онуфрия в Ла-Лапе (совр. пров. Бадахос). В 1526 г. папа Римский Климент VII (1523-1534) назначил его прокуратором конвентов в Овехуэле и Монтесели-дель-Ойо. Трижды (в 1535, 1544 и 1551) избирался дефинитором. Вероятно, в 1535 г. присутствовал на генеральном капитуле ордена францисканцев в Ницце. С окт. 1538 по 1541 г. был главой (провинциалом) провинции арх. Гавриила (позднее еще дважды, в 1551 и 1553, претендовал на эту должность, но не был избран). Основал 3 конвента: св. Франциска в Вильянуэва-дель-Фресно (1538, совр. пров. Бадахос, в 1646 перенесен в Фуэнте-дель-Маэстре), Св. Креста в Табладилье (1540, близ совр. Наваконсехо, пров. Касерес), Пресв. Девы Марии в Вальверде-де-Леганес (1540, совр. пров. Бадахос). П. А. пытался добиться от собратьев по ордену более строгой аскетической жизни. Так, на капитуле в Паленсии (1540) по его инициативе в ряде мон-рей были приняты новые правила, предусматривавшие аскетические практики, в частности, монахи реформированных мон-рей должны были следовать обычаю носить сандалии, а в теплое время года ходить босиком (отсюда название - «босые францисканцы»). Подобные изменения вызвали недовольство мн. членов провинции арх. Гавриила. В 1540 г. П. А. составил конституции провинции арх. Гавриила (11 статей).

В 1537 г. П. А. посетил Португалию по личному приглашению кор. Жуана III (1521-1557). В кон. 1538-1539 г. он вновь приехал в Португалию, чтобы помочь своему родственнику Мартину де Санта-Мария-Бенавидесу († 1546) основать конвент Пресв. Девы Марии в Аррабиде (близ Сетубала), ставший впосл. центром кустодии. Некоторое время провел в новом конвенте в Аррабиде, вероятно, из-за разногласий с капитулом своей провинции. В 1540 г. его избрали представителем провинции на генеральный капитул ордена францисканцев в Мантуе (1541). Однако туда он не доехал: из-за болезни ему пришлось остановиться в Барселоне, где он познакомился с вице-королем Каталонии Франсиско де Борхой († 1572, в 1565-1572 генерал ордена иезуитов, канонизирован в 1671 папой Римским Климентом X; см. в ст. Борджа). Вернувшись в Португалию, в 1542-1544 гг. П. А. возглавлял конвент в Пальяйше и был там наставником новициев. В 1550 и 1551 гг. он приезжал в Португалию для помощи в организации дел орденской провинции.

В Испании и в Португалии П. А. вел активную проповедническую деятельность; его проповеди пользовались огромной популярностью у населения. Он часто выступал с критикой католич. монашества и высшего духовенства, что приводило к конфликтам с церковными властями. В личной аскезе П. А. подавал пример босым францисканцам: он не носил обуви и теплой одежды; несмотря на высокий рост, жил в очень маленьких кельях, где мог спать только сидя.

В 1555 г. с разрешения главы провинции Хуана де Эспиносы П. А., стремясь к затворничеству, удалился в конвент Св. Креста в Паньягуа (совр. пров. Касерес). Вероятно, там он познакомился с Хуаном Паскуалем, основателем Галисийской кустодии францисканцев-конвентуалов св. Симеона, также стремившимся к реформированию монашеской жизни. К этому времени отношения П. А. с францисканцами-обсервантами провинции арх. Гавриила окончательно испортились. В 1557 г. он покинул конвент Св. Креста, посетил в мон-ре Сан-Херонимо-де-Юсте отрекшегося от власти имп. Карла V (1519-1556), а на пути в Португалию с П. А. встретился Франсиско де Борха. После кончины Паскуаля (1557) П. А., по орденскому преданию, к-рое совр. исследователи подвергают сомнению, отправился пешком в Рим, чтобы лично получить папское разрешение на переход в др. структуру ордена францисканцев. Согласно этой версии, именно в Риме П. А. официально покинул обсервантов и был назначен генеральным комиссаром реформированных конвентуалов. Однако более вероятно, что он был избран комиссаром на местном капитуле (подтверждено бреве «Cum a nobis petitur» папы Римского Павла IV от 2 мая 1559).

В 1557 г. П. А. основал мон-рь Непорочного Зачатия в Эль-Паланкаре (ныне Педросо-де-Асим, пров. Касерес; известен как самая маленькая обитель в мире), в 1558 г.- мон-рь уставных терциарок в Херес-де-лос-Кабальерос (совр. пров. Бадахос), в 1561 г. было начато строительство конвентов в Альдеа-де-Пало и Аренасе. В основанных и реформированных им обителях П. А. продолжил преобразования, имевшие целью возвращение к аскетическим идеалам и строгим предписаниям ранних нищенствующих орденов. В 1559 г. как генеральный комиссар реформированных конвентуалов П. А. присутствовал на генеральном капитуле ордена в Л'Акуиле. Стараниями П. А. кустодия реформированных конвентуалов св. Иосифа Обручника получила статус провинции (2 февр. 1561). В 1561 и 1562 гг. П. А. составил Первые и Вторые конституции провинции св. Иосифа Обручника (11 и 20 статей; действовали до 1598). Наряду с подробным распорядком обязательных богослужений конституции содержали следующие установления: монахам предписывался ручной труд, запрещалось распоряжаться деньгами, носить обувь, давались указания по устройству и размерам конвентов и келий (исключалось наличие б-к).

Деятельность П. А. оказала заметное влияние на течение босых монахов в ордене францисканцев и в др. орденах монашеских. Наиболее известна его роль в жизни католич. св. Терезы Авильской, описанная ею в автобиографических сочинениях. П. А. познакомился с Терезой летом 1560 г. в доме вдовы Гиомар де Ульоа, к-рой он помогал. Впосл. он неск. раз навещал Терезу, переписывался с ней. П. А. стал ее наставником в мистических опытах и поддержал ее труды в период основания ею мон-ря св. Иосифа Обручника (Сан-Хосе; впосл. эта обитель стала центром течения босых кармелиток - подробнее см. в ст. Кармелиты).

После смерти П. А. папа Римский Пий IV (1559-1565) подчинил конвенты реформированных (босых) францисканцев генеральному министру францисканцев-обсервантов, сохранив для них прежний устав (булла «In suprema militantis Ecclesiae» от 25 янв. 1563). Однако уже в 1578 г. папа Григорий XIII (1572-1585) запретил вмешательство руководства обсервантов во внутренние дела провинции св. Иосифа Обручника. Вскоре эта мера была распространена на провинцию арх. Гавриила, а также на основанные П. А. конвенты в Пиедади и Аррабиде в Португалии. Впосл. эти провинции францисканского ордена получили еще большую автономию. Босые францисканцы этих провинций (их стали называть алькантаринцами) вели широкую миссионерскую деятельность. Опираясь на конституции, составленные П. А., и др. его установления, они занимались проповеднической работой на Филиппинах, о-вах Карибского м., на территории современных Мексики, Бразилии и др. стран Лат. Америки. В XVI-XVII вв. конвенты францисканцев-алькантаринцев были основаны в Зап. Европе: в испан. владениях (напр., в Неаполитанском королевстве), Тоскане, Лондоне.

Канонизация

Предварительный сбор информации, предшествовавший началу процесса беатификации П. А., проводился в 1601 г. в Аренасе. Сам беатификационный процесс занял неск. лет (1615-1622). В ходе процесса был опрошен 551 свидетель, из к-рых 447 чел. лично знали П. А. Декрет о беатификации был издан 5 марта 1622 г. Буллой «In sede Principis Apostolorum» от 18 апр. 1622 г. папа Римский Григорий XV (1621-1623) объявил о причислении П. А. к лику блаженных Римско-католической Церкви. 9 апр. 1647 г. был начат процесс его канонизации, к-рый завершился 23 дек. 1649 г. Однако святым П. А. был провозглашен лишь спустя 20 лет - распоряжением папы Римского Климента IX (1667-1669) от 28 апр. 1669 г. Буллу о его канонизации издал уже следующий папа Римский, Климент X (1670-1676) (булла «Romanorum gesta Pontificum» от 11 мая 1670). С 1822 г. П. А. почитается как св. покровитель Бразилии, с 1962 г.- как св. покровитель автономной обл. Эстремадура (Испания).

Сочинения

Наиболее известным сочинением П. А. является «Трактат о молитве и медитации» (Tratado de la oración y meditación). Вопрос о его авторстве долгое время оставался дискуссионным. Нек-рые исследователи называли автором этого произведения католич. богослова доминиканца Луиса де Гранаду (1504-1588): текст «Трактата...» близок к тексту его «Книги о молитве» (Libro de la oración, 1553) (напр., см.: DSAMDH. Vol. 9. Col. 1043-1054). В ряде исследований «Трактат...» П. А. рассматривается как компиляция «Книги о молитве» Луиса де Гранады, однако чаще характеризуется как самостоятельная работа, к-рая отличается от труда Луиса де Гранады как структурой, так и назначением. По-видимому, текст Луиса де Гранады был дополнен П. А. с опорой на его личный опыт и под влиянием «Духовных упражнений» католич. св. Игнатия Лойолы (1491-1556).

Датировать создание этого произведения сложно. Известно, что уже во 2-й пол. 30-х гг. XVI в. в рукописи было распространено некое сочинение П. А., посвященное молитвам, однако неизвестно, является ли оно 1-м вариантом «Трактата…». Первое издание «Трактата…» не сохранилось. Самые ранние из сохранившихся изданий осуществил И. Блавий в Лиссабоне между 1561 и 1563 гг. (подробнее см.: López Ruano. 2009).

Трактат состоит из 2 частей. В 1-й части рассматриваются вопросы о предназначении человеческой жизни и роли в ней молитв и духовных размышлений (медитаций). В гл. 1, не пересекающейся с текстом Луиса де Гранады, П. А. называет благочестие основной целью молитв. В главах 2-4 описываются методы и цели духовных размышлений, в главах 5-11 - молитвы. В представленном в гл. 11 молении о любви Божией прослеживается заметное влияние францисканских мистиков Франсиско де Осуна († ок. 1540) и Луи де Блуа (1506-1566). В гл. 12 содержится 8 предписаний (6 из них заимствованы из сочинения Луиса де Гранады) о повседневных духовных практиках. В неск. главах 2-й части «Трактата…» говорится о благочестии как о соединении с Богом. Трактат пользовался популярностью, не раз переиздавался и переведен на ряд европ. языков.

П. А. принадлежит краткий комментарий на 6 первых стихов 50-го псалма - «Super psalmum Miserere», переписанный Бернардо Бенегасом, учеником проповедника католич. св. Иоанна (Хуана) Авильского († 1569) (ркп.: Matrit. Acad. hist. 9/2169. Fol. 296r - 302v). Несмотря на отсутствие прямого указания на авторство П. А., этот факт достоверно установлен (см.: Sala Balust. 1955). Также ему приписывается авторство небольшого трактата «Путь совершенствования» (Camino de perfección), сохранившегося в поздней копии (Barcelona. Univ. Bibl. 1744. Fol. 63r - 67v).

Сохранилось 12 уверенно атрибутируемых П. А. писем. Часть из них посвящена организационным делам ордена: напр., послание Гиомару де Ульоа об основании конвента в Альдеа-де-Пало от 9 янв. 1561 г. В др. письмах содержатся наставления мирянам (инфанте Изабелле Португальской, 1552; инфанте Марии, 1553; и др.) и монахам (наиболее известно письмо Терезе Авильской от 14 апр. 1562).

Соч.: De meditatione et oratione libellus aureus. Augsburg, 1843; Œuvres spirituelles de St. Pierre d'Alcantara / Trad. en fr. M. Bouix. P., 1862; Das «goldene Büchlein» des heiligen Petrus von Alkántara über die Betrachtung und das innerliche Gebet / Hrsg. Ph. Seeböck. Würzburg, 1900; A Golden Treatise of Mental Prayer / Engl. transl. G. S. Hollings. L., 1905; Super psalmum miserere // Salmanticensis. 1955. Vol. 2. N 1. P. 154-159; Vida y escritos de S. Pedro de Alcántara / Ed. R. Sanz Valdivieso. Madrid, 1996; Tratado de la oración y meditación / Ed. E. Bustamante. Madrid, 19994; El tratado de la oración y meditación // López Ruano R. E. Edición crítica de «El tratado de la oración y meditación» de S. Pedro de Alcántara: Diss. Cáceres, 2009. P. 147-447.
Лит.: Moles J. B. Memorial de la provincia de S. Gabriel, de la orden de frayles menores de observancia… Madrid, 1592, 1984r; San Bernardo J., de. Chrónica de la vida admirable, y milagrosas haçañas del glorioso, y S. Pedro de Alcántara, reformador de la orden seráfica, fundador de los descalços de N. S. P. S. Francisco... Nápoles, 1667; ActaSS. Oct. T. 8. P. 623-809; Lopes F. F. Influéncia de S. Pedro de Alcántara na espiritualidade portuguesa do seu tempo // Revista Portuguesa de História. Coimbra, 1955. Vol. 6. P. 283-347; Sala Balust L. Textos desconocidos de San Pedro de Alcántara y del Beato Diego José de Cádiz // Salmanticensis. 1955. Vol. 2. N 1. P. 151-163; Eugène Ch. Saint Pierre d'Alcántara. P., 1959; Estudios sobre S. Pedro de Alcántara en el IV centenario de su muerte (1562-1962). Madrid, 1962. (Archivo Ibero-Americano. Ser. 2; 22); Castro M., de. Algunas ediciones del «Tratado de oración y meditación» de S. Pedro de Alcántara, O.F.M. // Revista de literatura. Madrid, 1967. Vol. 31. N 61/62. P. 105-117; Polo Cordero J. El Extremeño Santo. Madrid, 1969; Jereczek B. Louis de Grenade et le «Tratado de la oración» // RHSp. 1977. Vol. 53. P. 245-260; González Ramos V. Biografía de S. Pedro de Alcántara: Apoyo de la reforma Teresiana. Plasencia, 1982; Acebal Lujan M. Pierre d'Alcantara (saint) // DSAMDH. 1986. Vol. 12. Pt. 2. Col. 1489-1495; Martín M. A. Trayectoria espiritual de S. Pedro de Alcántara // Verdad y vida: Rev. de las ciencias del espíritu. Madrid, 1990. Vol. 48. N 192. P. 401-424; Bueno Rocha J. Un documento inédito de S. Pedro de Alcántara: La cesión y entrega del convento de Tabladilla en 1540 // Alcántara: Rev. del Seminario de Estudios Cacereсos. 1992. Vol. 25. P. 115-122; Jiménez Duque B. San Pedro de Alcántara y la Inquisición // Cuadernos abulenses. Ávila, 1993. Vol. 19. P. 169-186; Barrado Manzano P. A. San Pedro de Alcántara (1499-1562): Estudio documentado y crítico de su vida. Cáceres, 19952; García de la Herrán Muñoz M. Los caminos de un reformador: Pedro de Alcántara (1499-1562) // Camineria hispánica: Actas del II Congreso Intern. de Caminería Hispánica / Coord. M. Criado de Val. Guadalajara, 1996. Vol. 2. P. 413-424; García Sánchez J. San Pedro de Alcántara fue de origen converso // Verdad y vida. 1997. Vol. 55. N 217/220. P. 369-386; García Oro J., Portela Silva M. J. La Regular Observancia en la Provincia Franciscana de Santiago // Compostellanum. 1998. Vol. 43. P. 659-703; 1999. Vol. 44. N 3/4. P. 615-715; San Pedro de Alcántara, hombre universal: Congreso de Guadalupe, 1997 / Coord. F. Sebastián García. Guadalupe, 1998; Fernández Sánchez T. Consistorio para la canonización de S. Pedro de Alcántara (Roma, 28 de abril de 1669) // Alcántara. 1999. Vol. 47. P. 13-30; García S. San Pedro de Alcántara: Recuerdos de su vida extremeña // Ibid. P. 107-130; Herranz Migueláñez J. San Pedro de Alcántara y la espiritualidad alcantarina // Verdad y vida. 1999. Vol. 57. N 226. P. 411-449; Memoria del V Centenario del nacimiento de S. Pedro de Alcántara: 1499-1999. Coria, 2001; Andrés Ordax S. Arte e iconografía de S. Pedro de Alcántara. Ávila, 2002; García Mogollón F.-J. La iconografía de S. Pedro de Alcántara: De imagen devocional a signo de identidad // Ars sacra. Madrid, 2003. Vol. 26/27. P. 139-146; Sales Ferri Chulio A., de, Mori D. San Pedro de Alcántara en el arte europeo. Valencia, 2003; Domínguez Moreno J. M. San Pedro de Alcántara y los milagros del agua // Revista de folklore. Valladolid, 2009. N 337. P. 3-13; López Ruano R. E. Edición crítica de «El tratado de la oración y meditación» de S. Pedro de Alcántara: Diss. Cáceres, 2009; Cerro Chaves F., Bote Bonilla A., Cassasco Montero G. De raíces de árboles: S. Pedro de Alcántara: Patrono de Extremadura y de la diócesis de Coria-Cáceres. Cáceres, 2012; Tejero Robledo E. El santurario de S. Pedro de Alcántara y Arenas: 450 años de relación cordial desde la recepción del convento por el santo (1561) // Cuadernos abulenses. 2012. Vol. 41. P. 211-260; Calvo Gómez J. A. El modelo de la santidad de la contrarreforma y la construcción de la nación española: Los interrogatorios para la canonización de S. Pedro de Alcántara (1499-1562) // Archivo Ibero-Americano. Madrid, 2014. Vol. 74. N 279. P. 617-666; Sales Ferri Chulio A., de. San Pedro de Alcántara y Santa Teresa de Jesús: Iconografía europea 1669-1795. Valencia, 2015.
А. В. Русанов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНДЖЕЛА ИЗ ФОЛИНЬО (ок. 1248-1309), визионерка, блж. католич. Церкви (пам. зап. 4 янв.)
  • АНТОНИЙ ПАДУАНСКИЙ (ок. 1195-1231), монах-францисканец, проповедник и богослов, учитель католич. Церкви св. католич. Церкви (пам. 13 июня)
  • БЕРНАРДИН СИЕНСКИЙ (1380 - 1444), католич. св. (пам. 20 мая)
  • БОНАВЕНТУРА (Иоанн Фиданца; 1221–1274), западный богослов и философ
  • ИАКОВ ИЗ МАРКИ [мирское имя Доменико Гангала] (1394 - 1476), св. католич. Церкви (пам. 28 нояб.), монах-францисканец, проповедник, политический деятель, дипломат
  • ИОАНН ДУНС СКОТ († 1308), средневек. философ и богослов, католич. священник, член монашеского ордена францисканцев; в католич. Церкви прославлен в лике блаженных (пам. зап. 8 нояб.)